Теория потребительского поведения

Теория потребительского поведения
— теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях. Впервые анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители теоретического течения, получившего название маржинализм (от фр. marginal — предельный, дополнительный). Зародилось оно во второй половине XIX в. Такие положения и выводы, как функция полезности, первый и второй законы Госсена, кривые безразличия, бюджетная линия и щ., сейчас встречаются во всех курсах по экономической теории. Теория потребительского выбора основана на том, что потребитель имеет определенные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением (своими доходами) и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность. В экономической теории рассматриваются два основных подхода к решению этого вопроса: с точки зрения теории предельной полезности (кардиналистская теория — от слова «число») и с точки зрения кривых безразличия (ординалистская теория — от слова «порядок»). Кардиналисты заметили, что если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает. Это относится практически ко всем товарам и называется законом убывающей предельной производительности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки товара по мере удовлетворения потребности в нем. Главной задачей изучения потребительского поведения было определить то состояние, которое являлось бы наиболее оптимальным для потребителя. Очевидно, что потребитель вынужден идти на компромисс, поскольку должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг. В поисках такого набора потребитель склонен постоянно менять структуру потребления. Принцип максимизации обшей полезности будет состоять в следующем: каждый потребитель должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой, т. е. покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар. Ординалисты — представители другого направления в Т. п. п. полагают, что поскольку оценка предельной полезности является субъективной, то ее невозможно измерить, и вводят понятие «ординальной» (порядковой) полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя от того или иного набора благ. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения, называют кривой безразличия. В каждой точке этой кривой есть набор товаров, который имеет одинаковую полезность для потребителя. Таких кривых можно нарисовать бесконечно много, причем каждая следующая кривая (лежащая дальше от начала координат) будет соответствовать большей общей полезности (отсюда понятие порядковой полезности). Нет смысла до бесконечности рисовать карту безразличия, поскольку существует некое ограничение — доход потребителя. Оно будет отражаться на бюджетной линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и заданных ценах па эти товары. Оптимальное состояние потребителя ординалисты определяют в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, которая и определит оптимальное количество спрашиваемого товара при заданной цене на него, т. е. величину спроса.

Экономика. Словарь по обществознанию. — М.: КДУ. . 1995.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Теория потребительского поведения" в других словарях:

  • Теория потребительского поведения — THEORY OF CONSUMER BEHAVIOUR Теория, рассматривающая проблему потребительского выбора, т.е. каким образом потребители распределяют свой доход на покупку товаров и услуг. Согласно теории потребители стараются максимизировать полезность или… …   Словарь-справочник по экономике

  • теория снижения риска — Теория потребительского поведения, согласно которой покупатель принимает решение о покупке, исходя из минимизации осознанного риска (см. perceived risk). Ее апологеты утверждают, что она дает объяснение, почему потребители предпочитают товары… …   Справочник технического переводчика

  • ТЕОРИЯ ОЖИДАЕМОЙ ПОЛЕЗНОСТИ НЕЙМАНА-МОРГЕНШТЕЙНА — кардиналистская теория, согласно которой индивидуальный потребитель, выступая на рынке с порядковой функцией полезности, не способен оптимизировать свое благосостояние потому, что не может точно учесть влияние со стороны других потребителей.… …   Большой экономический словарь

  • ВЕБЛЕНА ЭФФЕКТ — [англ. Veblen effect] экономически необоснованное увеличение спроса на некоторые дорогостоящие товары со стороны отдельных категорий потребителей, если цена на эти товары возрастает. Синоним парадокс Веблена. В. э. наблюдается только при… …   Маркетинг. Большой толковый словарь

  • Фридман, Милтон — Милтон Фридман Milton Friedman …   Википедия

  • ФРИДМЕН (FRIEDMAN) Милтон — (р. 1912) амер. экономист, автор работ по теории политического либерализма и методологии экономической теории. Образование получил в Рутгерском, Чикагском и Колумбийском ун тах. С 1948 проф. Чикагского ун та, один из лидеров известной Чикагской… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • МИКРОЭКОНОМИКА — (англ. microeconomics) – раздел экономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и проблемы эффективности производства отдельных благ (еще один раздел – макроэкономика). М. исследует механизм согласования целей… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Милтон Фридман — Milton Friedman Дата рождения: 31 июля 1912(19120731) Место рождения: Бруклин, Нью Йорк, США Дата смерти …   Википедия

  • Милтон Фридмен — Милтон Фридман Milton Friedman Дата рождения: 31 июля 1912(19120731) Место рождения: Бруклин, Нью Йорк, США Дата смерти …   Википедия

  • Фридман М. — Милтон Фридман Milton Friedman Дата рождения: 31 июля 1912(19120731) Место рождения: Бруклин, Нью Йорк, США Дата смерти …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»